Телефоны в Екатеринбурге:
+7 343 383-44-99 (96)
+7 912 609-97-34 Мария
Мы Вконтакте
Печатный салон в Екатеринбурге
Печатный салон «Шторм-Техно»Полезные статьиЖивопись, рисунки → Из истории карикатуры: Груша Филипона


Живопись, рисунки

Из истории карикатуры: Груша Филипона

(7 голоса, среднее 3.29 из 5)
Рубрика: Живопись, рисунки

Французская цензура 1830-х годов долго не могла придраться к художникам, рисовавшим грушу — совершенно безобидный плод. Но читатели отлично понимали, кого имели в виду художники, и с нетерпением ожидали выхода «очередной груши». Читатели знали, что так изображается король Франции Луи-Филипп.

Это была удачная выдумка Шарля Филипона — редактора и издателя еженедельника «Карикатура».

Один современник Филипона писал: «Наша плодовая культура обогатилась новым плодом. Он называется «груша Филипона».

А. В. Швыров, автор «Иллюстрированной истории карикатуры с древнейших времен до наших дней» (издание 1903 г.), считал, что если бы Филипон, кроме этой выдумки, ничего другого не создал, то и ее одной было бы достаточно, чтобы обессмертить его имя.

Но не только из-за этого стоит вспомнить Шарля Филипона. Он был талантливым художником и литератором, прекрасным организатором и редактором. Вся его бурная жизнь прошла в борьбе за свободу, за справедливость.

Шарль Филипон родился в Лионе в 1802 году в семье фабриканта обоев. Когда ему исполнилось 17 лет, он уехал в Париж учиться живописи. Юноша отказал ся продолжать дело своего отца и решил посвятить себя искусству. Из всех жанров искусства Филипона больше всего интересовала карикатура, которая давала возможность лаконично и доступно для самых широких масс выражать критическое отношение к действительности. А для того, чтобы заработать на жизнь, Филипон стал литографом. Литография была совсем молодым изобретением. Она начала развиваться во Франции с 1816 года. Филипон был одним из первых художников, которые сразу же оценили, какие большие возможности таит в себе этот новый способ печати, особенно для злободневной политической карикатуры.

Если раньше, чтобы напечатать в книге, газете, журнале рисунок, нужно было потратить очень много времени на изготовление клише — гравюры на дереве или металле,—то теперь художник рисовал прямо на камне, а затем после несложной обработки его поверхности с него можно было печатать большой тираж.

В июле 1830 года во Франции произошла буржуазная революция, в результате которой одна монархия сменила другую.

Рисунок Ш. Филипона

Рисунок Ш. Филипона «О, какая отвратительная маска!». Карикатура на Карла X.

Филипон в июльские дни дрался на баррикадах плечом к плечу с передовыми людьми своего времени, и, разумеется, ему, убежденному республиканцу, приход к власти Луи-Филиппа был совсем не по душе.

Шарля Филипона не ввели в заблуждение демагогические заигрывания Луи-Филиппа с населением: провозглашение свободы печати, изображение из себя «свойского» короля, запросто прогуливающегося, как добрый буржуа, по улицам столицы, беседуя с прохожими.

В конце 1830 года Филипон основывает сатирический еженедельник «Карикатура». На его страницах началась активная борьба с новым французским правительством.

Рисунок Ш. Филипона

Рисунок Ш. Филипона. Превращение головы Луи-Филиппа в грушу.

В числе друзей и сотрудников Филипона — передовых писателей и художников — был и Оноре Бальзак.

В 1831 году Филипон и придумал отличный способ обходить цензуру, о котором говорилось выше,— изображать Луи-Филиппа в виде груши.

И когда впоследствии Филипона все-таки привлекли к суду за оскорбление короля, он на суде нарисовал 4 рисунка, показав наглядно, что голова Луи-Филиппа действительно имеет большое сходство с грушей. Публика на суде аплодировала, а самого редактора «Карикатуры» приговорили за эти «кощунственные» рисунки к крупному штрафу.

В 1832 году Филипон начал издавать, кроме еженедельника «Карикатура», ежедневную сатирическую газету «Шаривари». Но работать журналистам становилось все труднее. Несмотря на провозглашенный Луи-Филиппом закон о свободе печати, гнет цензуры непрерывно усиливался. И «Карикатура» и «Шаривари» часто привлекались к судебной ответственности, а одна «Шаривари» выплатила за год 22 тысячи франков штрафа.

И все же Филипон и его сотрудники продолжали мужественно бороться за свои права.

Однажды был вынесен судебный приговор редактору «Шаривари» Изидору Матиасу Крюше, обвиненному в том, что он, печатая в своей газете отчеты о судебных заседаниях, допускал оскорбление судьи и генерального прокурора. Суд приговорил Крюше к одному месяцу тюрьмы и 5 тысячам франков штрафа.

Филипон напечатал это решение суда на первой странице «Шаривари» (27 февраля 1834 года), придав тексту форму груши, а над текстом поместил следующее разъяснение:

«Мы печатаем здесь, согласно решению наших судей, приговор последней инстанции относительно «Шаривари». Приговор наших последних судей совершенно тождествен с приговором судей второй инстанции, который, в свою очередь, был буквальным воспроизведением приговора наших первых судей. Недаром говорится, что великие умы сходятся в суждениях. Но так как, несмотря на все остроумие этого приговора, он может не понравиться некоторым нашим читателям, мы попытались по крайней мере формой возместить некоторую нелепость его содержания».

Но вот в 1835 году во Франции издается новый, очень суровый закон о печати. За каждое оскорбление короля и правительства теперь грозит многолетнее тюремное заключение и денежный штраф до 50 тысяч франков...

«Карикатура» вынуждена была прекратить свое существование. Но, и уходя, она нанесла мощный удар по парламентским деятелям, которые провели в жизнь этот новый закон. В последнем номере «Карикатуры» (27 августа 1835 года) Филипон поместил отрывки из речей парламентских деятелей, настаивавших на введении нового закона о печати, рядом с отрывками из речей, которые эти же самые деятели произносили всего пять лет назад в защиту свободы печатного слова...

У Филипона есть еще одна немалая заслуга перед прогрессивным искусством. Он первый оценил и поддержал начинающего Оноре Домье, помог расцвести его могучему таланту, предоставив молодому художнику страницы «Карикатуры» и «Шаривари».

Много лет Филипон и Домье сотрудничали вместе. Филипон часто придумывал для Домье темы карикатур, писал к рисункам тексты. Как художник он стал редко выступать в печати, предпочитая отдавать свои неистощимые идеи другим художникам.

Когда «Карикатура» была закрыта, Филипон вместе с Домье печатал на страницах «Шаривари» большую серию рисунков с текстами о дельце-пройдохе Робере Макере. Они использовали образ ловкого мошенника, созданного на сцене французским актером Фредериком Леметром.

Но карандаш Домье и перо Филипона превратили Робера Макера в фигуру более многогранную, чем та, которую публика знала по сцене.

В Робере Макере читатели сразу же без труда узнавали Луи-Филиппа и его правительство.

Рисунок О. Домье

Рисунок О. Домье. «Робер Макер — основатель акционерного общества» (фрагмент).

Карл Маркс в своем труде «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», написанном в 1850 году, использовал образ Робера Макера для характеристики деятельности короля Луи-Филиппа: «Июльская монархия была не чем иным, как акционерной компанией для эксплуатации французского национального богатства; дивиденды ее распределялись между министрами, палатами, 240 000 избирателей и их прихвостнями. Луи-Филипп был директором этой компании — Робером Макером на троне».

Филипон оказал большое влияние на художников-карикатуристов своего времени, на развитие французской политической сатиры.

Но не только политические рисунки занимали страницы «Карикатуры» и «Шаривари». Там большое внимание уделялось бытовым карикатурам и рисункам на моральные темы. В них бичевались мещанство, косность, буржуазные нравы, разные недостатки общественной жизни.

Карикатура помогала утверждению реализма в искусстве.

Ф. Рабиза.

 

Сделать заказ



Оперативная цифровая печать, г. Екатеринбург. Печатный салон «Шторм-Техно» © 2006-2019
Тел.: +7 343 383-44-99, 383-44-96