Телефон в Екатеринбурге:
+7 912 609-97-34 Мария
Мы Вконтакте
Печатный салон в Екатеринбурге


О фотосъемке

Цветовая температура света

(3 голоса, среднее 2.67 из 5)
Рубрика: О фотосъемке

Понятия «холодный» и «теплый» в отношении света имеют свое однозначное выражение в виде величины, которая называется цветовой температурой и измеряется в градусах Кельвина (К). Чем «теплее» (желтее) свет, тем ниже его цветовая температура; чем «холоднее» свет, тем она выше.

Обычная фотопленка для дневного света обеспечивает правильную цветопередачу при цветовой температуре освещения, равной 5500 К. Она соответствует дневному свету в полдень при ясном небе, который принят за «стандартный дневной свет». Электронные вспышки также имеют цветовую температуру 5500 К. Небольшие отклонения вполне допустимы - вы можете делать снимки ранним утром или поздним вечером и не столкнетесь с какими-то проблемами. Однако в крайних и нестандартных условиях, с которыми имеет дело вечерняя и ночная фотосъемка, обычная фотопленка может повести себя не так, как вы ожидаете. B первую очередь вы столкнетесь с появлением цветного оттенка на изображении - оттенка, которого не было видно при съемке кадра, поскольку наши глаза автоматически подстраиваются под цветовую температуру света и делают видимую цветопередачу более или менее нормальной; фотопленка не обладает такой способностью и честно передает все особенности освещения.

Цветовая температура дневного света постоянно меняется в зависимости от времени суток, сезона и погодных условий. B свою очередь, разные типы искусственных осветительных приборов - лампы накалОльгаия, люминесцентные и натриевые лампы - также имеют собственную цветовую температуру, которая сильно влияет на оттенок фотоснимков.

B ряде случаев создаваемый цветовой оттенок может улучшить вид снимка. Например, на закате свет имеет очень низкую цветовую температуру, и ваши фотографии будут окрашены в золотистые и opaньжевыe тона в гораздо большей степени, чем вы ожидаете; однако вряд ли вам захочется избавиться от этого эффекта, поскольку именно ему закатные снимки обязаны своей привлекательностью.

При съемке вечером в пасмурный день на фотографиях может появиться синий оттенок, который также выглядит довольно эффектно. Нарушения цветопередачи, вызванные искусственными источниками света, смотрятся уже не так хорошо и обычно требуют коррекции.

Проще всего для корректировки цветовой температуры использовать конверсионные фильтры.

Например, при съемке C галогенными лампами на пленку для дневного света фотографии имеют выраженный желтый цвет, однако синий конверсионный фильтр 80A позволяет в значительной степени нейтрализовать преобладающий оттенок и сбалансировать цветопередачу. B пасмурную погоду холодное дневное освещение можно скорректировать светло-оранжевыми фильтрами 81-й серии, например 81В или 81C.

B расположенной ниже таблице приведены значения цветовой температуры для различных источников света, которые могут встретиться при ночной и вечерней фотосъемке, а также соответствующие виды фильтров, которые позволят поднять или опустить цветовую температуру до уровня приблизительно 5500 К. Помните, что фильтры обеспечивают полную коррекцию и могут делать вид снимков несколько неестественным. Например, при свете ламп накалОльгаия глаза не полностью приспосабливаются к низкой цветовой температуре, и мы замечаем слегка желтоватый оттенок предметов. Для того чтобы сохранить привычную для нас цветопередачу, используйте фильтры на одну или две ступени слабее, чем рекомендуется. Если в таблице указана необходимость применения двух фильтров, то не используйте второй из них (более слабый).

Когда освещение является смешанным, что часто бывает при съемке вечерних городских видов с обилием уличных фонарей и прожекторов подсветки зданий, вы вряд ли можете что-либо сделать для коррекции цветовой температуры, поскольку при балансировке городского освещения появится побочный оттенок в тенях, освещенных естественным светом. Однако изрядная доля обаяния таких снимков обусловлена обилием ярких огней, каждый из которых окрашен в свой цвет; даже если бы вы могли применить фильтры, то вряд ли бы стали это делать.

Люминисцентное освещение

При съемке в свете люминесцентных ламп фотографии приобретают выраженный оттенок - обычно зеленый при использовании пленки, сбалансированной для дневного света. Это происходит из- за того, что спектры различных люминофоров перекрываются не идеально и яркость света с определенными длинами волн оказывается существенно выше.

Есть три способа избавиться от оттенка. Самый простой из них - купить пурпурный желатиновый фильтр CC30, который частично балансирует люминесцентный свет любого типа и делает цвета более естественными. Вместо этого можно использовать специальные корректирующие фильтры - FL-D для обычной пленки и FL-B для Смешанное освещение может раскрасить композицию в яркие цвета, добавив ей изрядную долю привлекательности. Зеленый цвет Батского аббатства на этом снимке вызван люминесцентными или ртутными лампами, а уличное освещение и натриевые лампы подсветки придали желтый оттенок соседним зданиям.

Газоразрядные лампы

Оттенок, создаваемый обычными лампами накалОльгаия, корректируется сравнительно легко из-за правильной формы спектра излучаемого ими света. Однако при съемке в свете уличных газоразрядных ламп вы можете столкнуться с серьезными проблемами, возникающими из-за особого принципа действия этих устройств. Свет в газоразрядной лампе излучается сильно разогретыми парами металла (например, ртути или натрия), и в его спектре одна из длин волн резко преобладает по интенсивности над остальными - в частности, натриевые лампы излучают практически чистый желтый свет. Следовательно, о какой-либо коррекции не приходится и говорить, поскольку изображение становится фактически монохромным - уменьшая интенсивность желтого цвета с помощью фильтров, вы ничем не можете восполнить недостаток остальных цветов и только снизите общую яркость снимка.

Среди газоразрядных источников света сегодня используются ртутные лампы, натриевые лампы и лампы смешанного типа. Натриевые лампы в основном применяются в уличном освещении и для подсветки зданий; ртутные лампы устанавливаются на складах, фабриках и других подобных объектах, а их свет при съемке на обычную пленку имеет сине-зеленый оттенок. Лампы смешанного типа используются в тех местах, где часто происходит телевизионная съемка - например, па стадионах, - и благодаря сбалансированности своего спектра где дают нежелательных оттенков. При съемке на улице оттенки не представляют особых проблем и даже помогают украсить ночные городские снимки, особенно когда в кадр попадают источники разных типов. При съемке в помещении, напротив, они сильно осложняют жизнь. Единственный выход в таких ситуациях - использовать черно- белую пленку, кроме тех случаев, когда вы снимаете с близкого расстояния и можете использовать вспышку.

Творческое использование цветовой температуры

Разумеется, цветовую температуру нельзя рассматривать как чисто технический параметр, а светофильтры - лишь как средства для приведения ее к «правильному» значению. Различные комбинации пленок, фильтров и источников света позволяют создавать массу интересных эффектов, особенно при смешанном освещении. Например, если вы снимаете вечерний вид дома или магазина, освещенного изнутри лампами накалОльгаия, то можете попробовать надеть на объектив синий фильтр 80A: он придаст холодный оттенок всем объектам, освещенным естественным светом, и в то же время «охладит» свет в окнах здания, сделав его цвет более натуралистичным. Контраст между холодным светом снаружи и теплым внутри может выглядеть очень эффектно.

Если вместо плотного синего фильтра использовать его более слабую разновидность, например 80В или 80C, то желтый оттенок внутреннего освещения компенсируется не полностью, и его контраст с холодными уличными тонами может стать еще более выраженным. Особенно хорошо этот эффект смотрится на зимних снимках: синие тона создают ощущение сильного мороза на улице, а из окон домов льется приветливый теплый свет.

Аналогичного результата можно добиться в помещении при сочетании света ламп накалОльгаия со светом вспышки или дневным светом из окна. Если при съемке портрета освещать лицо модели лампой накалОльгаия, а задний план подсвечивать вспышкой, то при установке на объектив фильтра 80A лицо будет выглядеть полностью нормальным, а предметы на заднем плане приобретут выраженные холодные тона. A почему бы не использовать для той же цели возможности самих фильтров? Синий фильтр 80A и оранжевые фильтры 85-й серии имеют одинаковую плотность и взаимно компенсируют друг друга. Следовательно, если поместить один из них на объектив камеры, а другой - на вспышку, то освещенные вспышкой области будут выглядеть естественно, а фоновые детали будут иметь цвет фильтра, который находится на объективе.

Источник: Ли Фрост. Ночная и вечерняя фотосъемка

 

Сделать заказ



Оперативная цифровая печать, г. Екатеринбург. Печатный салон «Шторм-Техно» © 2006-2020
Тел.: +7 912 609-97-34