Телефоны в Екатеринбурге:
+7 343 383-44-99 (96)
+7 912 609-97-34
Мы Вконтакте
Печатный салон в Екатеринбурге
Печатный салон «Шторм-Техно»Полезные статьиОб интерьерной печати → Рисуем портрет. Несколько практических замечаний


Об интерьерной печати

Рисуем портрет. Несколько практических замечаний

(3 голоса, среднее 2.67 из 5)
Рубрика: Об интерьерной печати

Типы портретов

Огромное количество поз, которое может принять человеческое тело, и богатство внутреннего мира каждой личности ставят всякого художника перед необходимостью выбора позы, которую следует придать натурщику, чтобы эти черты проявились в полной мере и подчеркивали сходство портрета с оригиналом. Более того, каждому человеку присущ набор характерных особенностей позы и привычных движений, которые становятся выражением его «сущности». С другой стороны, нужно упомянуть о внешней, если так можно сказать, стороне положения тела, то есть о выражаемых художником общественных условностях и социальном статусе человека, реальных или являющихся объектом его стремления.

Таким образом, можно выделить два типа портретов: «формальный», где поза объекта соответствует традиционным схемам, уходящим корнями в историю искусства, с тщательно выверенной композицией, в окружении специально подобранных декоративных элементов, порою символических; «неформальный», где поза натурщика произвольна, так как художник застает его врасплох или при осуществлении привычной деятельности, в обычном для него окружении. Это эффективный и современный метод создания портрета, в основе которого лежит практика «мгновенного» фото; он требует от художника большого мастерства и вкуса. К этой же категории относятся и «экспрессивные» портреты, объект которых «пойман» в движении или с естественной улыбкой.

Композиция

Какой бы тип портрета вы ни собрались рисовать, следует также выбрать, как будет представлен объект: можно изобразить лишь голову (или только часть лица), а можно нарисовать всю фигуру. В определенных условиях для большей выразительности портрета может оказаться полезным нарисовать только часть тела, например голову, плечи, грудь и руки. В этом случае, чтобы найти наилучшее положение тела, а также создать эффектную, хорошо подобранную и не «монотонную» композицию, вам придется сделать множество эскизов. Избегайте такого размещения объекта, при котором внимание зрителя рассеивается. Не забывайте, что в любом случае центральной точкой портрета должно быть лицо, прежде всего глаза. Помните, что руки могут быть не менее выразительны, чем лицо: и в жесте, и по форме, и по их роли в композиции. И если, по вашему мнению, руки натурщика «характерны», не колеблясь включайте их в композицию рисунка.

Объекты

Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние души натурщика: именно в этом состоит художественная ценность портрета. Может оказаться полезным временно остановиться на изображении наиболее часто рисуемых объектов: напомню, что копирование лица каждого человека определяется законом («права на изображение»), поэтому вы должны получить у натурщика(цы) разрешение на воспроизведение черт его (или ее) лица и возможную публичную демонстрацию его (ее) портретов.

Ребенок

Голова ребенка по пропорции больше головы взрослого, в основном в области черепа, гораздо более объемного, чем лицо. Глаза и уши кажутся большими, нос, напротив, маленький и вздернутый кверху; костяк тонкий, челюсть округлая. Ребенка рисовать трудно, так как он с трудом сохраняет неподвижность и не любит быть объектом пристального внимания, поэтому вам часто придется обращаться к фотографиям, сделанным неожиданно (в противном случае ребенок может начать гримасничать). Изображение мягких черт детского лица требует слабого и рассеянного света: сильное искусственное освещение или прямые солнечные лучи создают отчетливые тени, которые могут изменить выражение лица или заставить ребенка закрыть глаза.

Женщина

При создании женского портрета, помимо поиска личностных свойств объекта, нередко наблюдается тенденция к выделению эстетического аспекта. Для молодых натурщиц лучше выбирать неофициальные, случайные позы, в то время как для зрелых женщин больше подходят более строгие и спокойные: во всяком случае, избегайте слишком манерных или чересчур «театральных» поз. Может оказаться полезным нарисовать всю фигуру, чтобы сочетание одежды и окружающих предметов оттеняло личность объекта.

Мужчина

Мужской портрет традиционно носит скорее формальный характер, так как несет в себе «официальное» отображение не только черт лица, но и социального положения объекта. Иногда боковое освещение, создающее интересные контрасты, придает характерность чертам и объемам мужского лица. Молодые люди получаются лучше, когда они принимают случайную позу и выражение, тогда как характер более зрелых мужчин наилучшим образом проявляет ся скорее в принужденных и «преисполненных достоинства» позах. Следует избегать того, чтобы натурщик скрещивал руки на груди или имел слишком властный и надменный вид.

Автопортрет

Почти все художники рисовали, изображали в красках или в скульптуре самих себя: сделав это, вы поймете, что подобная практика очень интересна для улучшения ваших способностей портретиста. Встаньте перед зеркалом и изучите свое лицо при различных типах освещения и в разных позах; затем выберите положение, которое кажется вам наиболее удобным и в котором вы лучше всего «узнаете» себя.

Пожилой человек

Рисовать пожилых людей довольно интересно, так как их лица, отмеченные печатью времени и обладающие характерными привычными выражениями, рассказывают «историю» жизни и накопленного опыта. Таким образом, в лицах пожилых людей легче, чем в лицах молодых, найти черты, позволяющие добиться портретного сходства. Выбирайте позы, отражающие мудрость и терпимость, которые приходят с годами. Избегайте слишком сильного и прямого освещения объекта: оно придает эффектность, но может привести вас к изображению «характерных голов» вместо портретов, а также неудачно подчеркнуть неровности кожи. Кроме того, обращайте внимание на некоторые «анатомические» изменения головы пожилого человека: морщины на лбу, возле глаз и рта, на шее; редкие волосы; впавшие глазные яблоки; удлинение ушей и т. д.

Размеры рисунка

Размеры лица на рисованном портрете не должны превышать реальные размеры более чем на две трети, в противном случае возможно нарушение пропорций. Вы можете использовать листы размером не более чем 40x50 см, если на портрете будет изображена только голова, и не более чем 50x70 см для изображения всей фигуры Обратите внимание на то, что лицо не должно размещаться прямо по центру листа — его следует сместить немного в сторону или вверх.

Выбор позы

По общему правилу, под портретом понимается рисунок, изображающий «бюст», то есть голову и плечи, однако он может также включать в себя предплечья и руки или даже всю фигуру. Если вы рисуете с натуры, учтите, что натурщик(ца) должен (должна) сидеть в естественной и удобной позе, чтобы его (или ее) лицо находилось примерно на уровне вашего, и что выражение лица должно быть расслабленным и в то же время ясно отражать характер человека — это позволит вам ухватить не только физическое, но и психологическое сходство. Следует выбрать положение, подчеркивающее соматические характеристики объекта. Для этого расположитесь на расстоянии примерно двух метров от натурщика(цы) для снижения эффекта ракурса: в принципе оптимальным считается положение в три четверти оборота, но интересными могут оказаться и изображения в профиль или анфас.

Освещение

Оно должно быть немного рассеянным и исходить из одного источника света (окна, лампы) немного вверх и в сторону. Именно таким образом черты лица будут четко выделены, но это будет сделано «мягко», без образования неприятных теней под носом, под губами и вокруг глаз. Избегайте сильного искусственного освещения (например, фотоосветителя) или прямого солнечного света, которые дают именно такой эффект; они подчеркивают каждый небольшой дефект кожи и лишают объект изящества. Кроме того, они заставляют натурщика(цу) напрягать мышцы лица, придавая ему неестественное выражение.

Одежда

При создании портрета в полный рост одежда имеет немалое значение: по своей композиционной и эстетической функции, по информации, которую она несет о личности, ее социальном положении, эмоциональном состоянии объекта, а также об эпохе и окружении. Поэтому предоставьте натурщику(це) самостоятельный выбор костюма, дав лишь совет, что лучше отдать предпочтение той одежде, которая по своей форме и за счет своего материала могла бы быть полезна для композиции рисунка. Обратите внимание на расположение складок ткани, и вы увидите, что они различны в зависимости от ее структуры: мягкая и легкая (на ней образуются маленькие складочки) или плотная и тяжелая (на ней образуются более крупные и малочисленные складки). В обоих случаях складки «ниспадают» из «точек напряжения»: плеч, локтей, колен и т. д. Рисуйте только основные и самые значительные по направлению и объему складки, игнорируя мелкие, которые могут внести в рисунок некоторую сумбурность. В определенных условиях частичное обнажение тела (например, плеч, груди и спины) на женском портрете может подчеркнуть наиболее яркие и красивые особенности натурщицы.

Прическа

Волосы (как в целом, так и в зависимости от их цвета и количества, а также стрижки) являются очень важным элементом рисунка, характеризующим лицо: художник может использовать их форму для лучшей композиции портрета, по контрасту смягчая или выделяя черты лица натурщика(цы). Если вы рисуете женщин (у которых обычно более пышная шевелюра), отдавайте предпочтение простым, скромным, аккуратно уложенным прическам. Волосы следует изображать как «массу»: нужно ухватить цвет и объем всей шевелюры, попытаться выделить основные пряди. Для этого необходимо передать затемненные и освещенные участки, линии разделения, игнорируя незначительные отблески и сами волосы: для их изображения достаточно нескольких тонких и четких линий. Используйте мягкий карандаш и решительно проводите широкие линии, а если вы хотите создать необычный эффект «текстуры» — проводите их в разных направлениях. Особое внимание уделяйте изображению нечетких и нерезких линий, обозначающих границу волос, прежде всего на лбу и висках.

Фон

Для портрета требуется скромный и неяркий фон, тона которого не слишком сильно контрастируют между собой и не отвлекают внимания от лица объекта. С самого начала продумайте, на каком фоне вы будете рисовать: на светлом (например, белая бумага) или темном. В некоторых случаях фон может представлять собой место, где находите объект (рабочее место, дом, сад и т. д.): изобразите его как пейзаж или интерьер, не забывая, впрочем, чтобы он не доминировал над лицом или фигурой изображаемого человека.

Как уловить сходство

Известно, что изображение человека — это восприятие и передача совокупности его физических и психологических черт. Для достижения физического сходства особенно тщательно изобразите общую форму головы (прорисовывая детали «от общего к частному»), в точности соблюдая пропорции объекта — как лица в целом, так и отдельных его элементов (глаз, носа, губ и т. д.). Для получения «психологического» сходства с оригиналом поговорите со своим натурщиком(цей), попытайтесь изучить его (или ее) характер, предпочтения, привычки, понаблюдайте за тем, в какой атмосфере человек живет и работает. Обычно этого сделать не удается, однако такая работа представляется весьма полезной для выбора наиболее удачной позы и характерных черт, на которых стоит сделать акцент или по меньшей мере подчеркнуть.

Вспомогательные элементы техники

— ФОТОГРАФИЯ. Она пригодится для того, чтобы фиксировать случайные и мимолетные позы объекта; в дальнейшем ее можно использовать как справочный документ на тот случай, если вы не сможете организовать сеанс позирования, или для создания детского портрета.

— Эскизы. Привыкните (в особенности если вы работаете с натуры) делать множество небольших рисунков, предназначенных для изучения общих линий лица или тела человека, портрет которого вы собираетесь рисовать. Рассматривать объект с разных сторон, выберите наилучшую композицию, наиболее удачную игру света, самые подходящие размеры и т. д. Несмотря на то что это будут лишь быстрые этюды, они потребуют от вас немалой наблюдательности и внимания, «исследования» эстетических возможностей натурщика: именно от них может зависеть, насколько удачным окажет ся портрет. После получения небольшого опыта в рисовании лица вы испытаете искушение изобразить его в деталях вам будет полезно сделать подготовительный этюд (более подробный, чем эскизы), при работе над которым вы сможете решить возможные эстетические проблемы и собрать дополнительную информацию для создания окончательного варианта произведения.

— УВЕЛИЧЕНИЕ. Собираетесь ли вы выполнить детальный рисунок или хотите написать портрет в красках, вам потребуется нанести на окончательную основу (бумагу, холст, картон и т. д.) главные линии, с которых вы сможете продолжить разработку темы. С этой целью вы можете, по крайней мере первые несколько раз, воспользоваться некоторыми простыми средствами для увеличения эскиза или скорее фотографии до нужных размеров. Для этого используются эпидиаскоп (вы увеличиваете изображение, перенося его проекцию на основу, и копируете на нее главные линии лица или тела) или эпископ — оптический инструмент, при помощи которого проецируются увеличенные изображения на непрозрачной основе (фотоснимки, небольшие рисунки или «уменьшенные» фотокопии рисунков и картин и т. д.). Это очень удобные, почти что «волшебные» средства, которые могут в то же время оказать пагубное влияние на «художественное» творчество рисовальщика, если он начинает слишком от них зависеть. Метод «сетки» является более правильным, кроме того, все его знают еще со школьной скамьи: на изображении, которое вы собираетесь увеличить (рисунок или фотография), нужно нарисовать сетку, затем нанести такую же сетку, но с более крупными ячейками, на большую поверхность. Таким образом вы легко и с большой точностью можете переносить увеличенные линии из каждой ячейки в новую, большую.

— В КАКИХ УСЛОВИЯХ РАБОТАТЬ. ЕСЛИ у вас есть собственная мастерская либо кабинет, или по меньшей мере жилая комната в квартире, вы намереваетесь серьезно заняться портретной живописью, то вам могут пригодиться некоторые дополнительные предметы мебели. Например: стул, кресло или маленький диван, на котором натурщик(ца) сможет позировать в удобной и расслабленной позе; лампа с регулируемой яркостью света для соответствующего освещения объекта; радиоприемник или маленький телевизор, чтобы позирование для натурщика(цы) (и для вас тоже) было менее утомительным. С этой же целью чаще делайте перерывы, пользуясь такими моментами для изучения различных поз и выражений объекта.

В мастерской или в кабинете вы можете рисовать на вертикальном мольберте или на наклонной плоскости чертежного стола, но, вероятно, вы удовлетворитесь тем, что положите на колени твердую основу (деревянную, картонную или фанерную) размером примерно 50x60 см, закрепив на ней стопку листов бумаги. Это простое оборудование в сочетании с любимыми художественными инструментами поможет вам и при работе на природе, в общественных местах или при посещении (надеюсь, что это будет происходить часто) людей, заказавших вам портрет.

 

Сделать заказ



Оперативная цифровая печать, г. Екатеринбург. Печатный салон «Шторм-Техно» © 2006-2018
Тел.: +7 343 383-44-99, 383-44-96

Рейтинг ресурсов "УралWeb"